Семейные детские сады – новая форма дошкольного образования
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Во всех регионах Российской Федерации получают развитие новые формы организации дошкольного образования, задачи которых – максимально полно удовлетворить потребности населения в дошкольных образовательных услугах, поддержать стремление семьи к обеспечению полноценного развития и воспитания ребенка в коллективе сверстников.
Одной из форм организации дошкольного образования являются семейные дошкольные группы. Их образовательная регламентируется рядом законодательных и нормативных правовых документов, которые отражают основные принципы государственной политики России в отношении защиты прав детей, раскрывают подходы к организации образования подрастающего поколения, утверждают права и обязанности родителей.
Семейные дошкольные группы это особая форма поддержки многодетных семей государством; удобная форма организации дошкольников, совмещающаяся с трудоустройством кого-либо из родителей (чаще матери). Обычно создается на базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Один из родителей оформляется воспитателем или младшим воспитателем (в зависимости от уровня образования) с принятием в штат и записью в трудовую книжку, а семейный детский сад становится подразделением ДОУ.
Родитель-воспитатель, как и другие педагогические работники ДОУ, составляет календарный план работы с детьми. Работа организуется в соответствии с утвержденными заведующим ДОУ режимом дня и расписанием воспитательно-образовательной деятельности.
Дети занимаются по образовательной программе ДОУ, структурным подразделением которого является семейная дошкольная группа. Можно разработать свою программу, используя методическую, педагогическую и детскую литературу. Этот вопрос необходимо согласовать с руководителем и старшим воспитателем детского сада, чтобы впоследствии не было каких-либо разногласий. Главная задача – подготовка детей к школе, обучение счету, письму, основам творчества. Должна быть освоена программа дошкольного образования. Занятия проводит воспитатель-родитель. Вполне вероятно, что в конце учебного года придется продемонстрировать, чему научились дети: подготовить и показать открытые занятия или провести тестирование.
Возможен и другой вариант организации воспитательно-образовательного процесса в семейной дошкольной группе, когда дети вместе со своим воспитателем посещают занятия специалистов дошкольного учреждения, как и остальные воспитанники ДОУ. В данном случае, безусловно, образовательный процесс будет проходить на более высоком профессиональном уровне. Кроме того, малыши, посещающие семейные дошкольные группы, особенно, если это дети одной семьи, пополнят во время таких занятий и недостаток в общении со сверстниками.
Создать семейную дошкольную группу может любая многодетная семья, в которой есть трое детей дошкольного возраста. Однако часто возникает ситуация, когда в семье двое дошкольников или даже всего один. Есть простое решение такой проблемы: можно записать в садик малыша из другой семьи. Количество детей в семейной дошкольной группе обычно от трех до восьми.
В семейной дошкольной группе игры-занятия проводятся с учетом основных видов деятельности, способствующих развитию ребенка по разным направлениям. К ним относятся:
— познавательно-исследовательская деятельность;
— изучение иностранных языков;
— развитие элементарных математических представлений;
— основы грамоты;
— восприятие художественной литературы;
— основы естественных наук;
— игровая деятельность, реализованная через занятия в центрах активности;
— изобразительная деятельность и конструирование;
— восприятие музыки и музицирование;
— коммуникативные тренинги;
— практическая деятельность;
— бытовая деятельность по самообслуживанию.
Требования к жилым помещениям, организации питания, приему детей в дошкольные группы, организации режима дня, к персоналу дошкольной группы определяет Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.12.2013 №68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
При создании семейной дошкольной группы проводится обследование жилищных условий, составляется акт о соответствии их всем предъявляемым требованиям. В соответствии с требованиями к условиям организации семейной дошкольной группы у каждого ребенка должно быть свое спальное место. В квартире необходимо выделить спальную, игровую и столовую зоны, а также зону для осуществления образовательного процесса. Нормы площади – не менее 2 кв. м на одного ребенка.
Семейный детский сад – явление новое. Данная вариативная форма организации образования очень удобна как для родителей, так и для дошкольников. Это хорошая альтернатива муниципальному детскому саду, которая дает возможность кому-то из родителей совместить работу и воспитание детей.
Внедрение данной вариативной формы получения дошкольного образования актуально и для Сакского района.
По открытию семейных групп можно обращаться в отдел образования по адресу: г.Саки, ул.Бурденко, д.1 или по тел.: 3-10-72, а также к руководителям ДОУ.